Автор статьи: Кахриманов Евгений Сергеевич
Владелец интернет-магазина
Емкость аккумулятора — один из важнейших критериев выбора электровелосипеда: именно ей определяется дальность хода транспортного средства на одном заряде, количество поездок до замены АКБ и вопрос, на какой бюджет стоит рассчитывать.
Мы расскажем об основных видах АКБ, приведем сравнение их характеристик и постараемся ответить на вопрос, какой аккумулятор для электровелосипеда лучше.
Что представляет собой аккумулятор для персонального экотранспорта?
Современный аккумулятор — это герметично закрытый бокс с «умной» платой и помещенными в него элементами. Плата контролирует функционирование элементов, следит за уровнем заряда и равномерностью поступления энергии, а также выполняет защитную функцию, не допуская резких перепадов напряжения и коротких замыканий.
Это общий принцип устройства всех современных моделей. Различаются основные виды лишь типом накопителей энергии, точнее, материалами, из которых они изготовлены.
Чаще всего производители экотранспорта отдают предпочтение аккумуляторным батареям одного из четырех видов:
- свинцовым,
- литий-ионным,
- литий-железофсфатным,
- литий-полимерным.
Свинцовые
Пик популярности свинцовых АКБ давно позади, но все-таки они еще используются, т. к. имеют два преимущества перед аналогами:
- не боятся морозов (велопрогулки можно совершать зимой),
- являются самым бюджетным вариантом.
Из недостатков свинцовых моделей наиболее значимы:
- маленькая емкость: поскольку свинец — металл тяжелый, увеличение емкости приведет к значительному увеличению веса батареи, а значит, и самого транспортного средства;
- небольшой срок эксплуатации: свинцовой батареи хватит в среднем примерно на 150 циклов заряда-разряда (на один сезон), после чего она будет нуждаться в замене;
- медленную подзарядку: чтобы пополнить заряд устройства, может потребоваться десять часов, это очень много для наших реалий.
Li-ion батареи
Пожалуй, на сегодняшний день это наиболее оптимальный вариант для экотранспорта. Литий-ионные батареи имеют большую емкость, а значит, дают возможность передвигаться на значительные расстояния, не пополняя заряд. Они выдерживают не менее 300 циклов заряда-разряда — обычно этого хватает на 2-3 велосезона. К тому же, li-ion аккумуляторы мало весят, а значит, не слишком утяжеляют велогибрид.
К недостаткам батарей этого типа стоит отнести:
- невозможность использования при минусовых температурах;
- несовместимость с двигателями мощностью более 750 Вт (АКБ не сможет выдавать достаточное напряжение);
- вероятность воспламенения (возгорания случаются крайне редко, в ситуациях, когда неисправна плата).
Аккумуляторы LiFePO4
Литий-железофосфатные аккумуляторы можно смело отнести к элитному классу: они обгоняют конкурентов по многим техническим характеристикам, но и на бюджет соответствующий можно рассчитывать.
Перечислим основные достоинства АКБ этого типа:
- они заряжаются очень быстро — в течение часа;
- батареи LiFePO4 не боятся сильных морозов — при желании можно кататься и в -30°C;
- такие аппараты совместимы практически с любыми двигателями;
- вероятность возгорания стремится к нулю.
Мы отметили лишь один недостаток батарей LiFePO4 — большой вес в сравнении с литий-ионными аналогами (но, если сравнить литий-железофосфатные модели со свинцовыми батареями, первые покажутся невесомыми).
Литий-полимерные АКБ
Это не лучший вариант именно для велобайков, т. к. литий-полимерные аккумуляторы плохо переносят тряску, которая во время велопрогулок почти неизбежна. Для монтажа устройств этого типа требуется дополнительный защитный бокс.
Что такое разбалансировка и как ее избежать
Аккумулятор состоит из отдельных накопителей, соединенных параллельно или последовательно. Если происходит разбалансировка, один из накопителей может заряжаться быстрее других, из-за чего процесс зарядки может быть прекращен, возникнет несоответствие между реальной и заявленной производителем емкостью. Но возможен и более печальный исход: если батарея продолжит заряжаться, может произойти возгорание!
Чтобы избежать подобных неприятностей, следует придерживаться определенных правил:
- использовать для подзарядки только оригинальное зарядное устройство;
- при малейших подозрениях в неисправности АКБ отнести ее в сервисный центр для диагностики проблемы.
На данный момент наиболее подходящим для велогибридов вариантом являются литий-ионные устройства. Но если вы планируете кататься зимой или располагаете неплохим бюджетом, рассмотрите и свинцовые, и литий-железофосфатные накопители.